Трактор МТЗ-80 история создания

Трактор МТЗ-80 — это одна из самых распространенных сельскохозяйственных машин в странах бывшего СССР. Выпуск агрегата начался более 40 лет назад и продолжается до сих пор. Изменилось только название: сегодня он более известен как «Беларус-80».

Эта машина обладает высокими техническими характеристиками и широкой сферой применения. По сей день она полностью удовлетворяет потребности сельского хозяйства, используется как частная собственность и в коммерческих целях.

История создания МТЗ-80

МТЗ-80 был стратегически важной машиной для сельского хозяйства СССР. Приказ о её разработке утвердили на высшем уровне — в Совете министров.

Для удешевления разработки и отказа от полного изменения производственной базы за основу новинки была взята модель МТЗ-50. Прототип машины был представлен в 1970-м году, в 1972-м успешно пройдены все испытания, а через два года началось массовое производство. Унификация МТЗ-80 по сравнению с предыдущей машиной составила около 70 %.

 

Описание основных технических характеристик трактора МТЗ-80

МТЗ-80 обладает мощностью 75–80 л. с. Все выпускаемые машины и их модификации — заднеприводные. Данный трактор является одной из самых универсальных машин на постсоветском пространстве: ещё в 1974 году для него был утвержден список из более 200 допущенных к использованию дополнительных орудий и устройств.

Двигатель Д-240 был разработан на том же заводе и находится в массовом производстве. Он представляет собой четырехтактный четырехцилиндровый силовой агрегат с общим объемом всех цилиндров 4,75 литра, обладает полу разделённой камерой сгорания.

Некоторые модели оснащаются предпусковым подогревателем, который полезен при использовании машины зимой. Охлаждение двигателя — жидкостное. Запуск осуществляется с помощью стартера или вспомогательного пускового двигателя ПД-10 (10 л. с.). Расход топлива при максимальной загруженности силового агрегата составляет 242 г / кВт * ч, или около 13 литров в час.

Тракторы МТЗ-80 оснащаются только механической девяти ступенчатой коробкой передач. Это комплектующее является двух диапазонным и оснащается понижающим редуктором. Благодаря этому машина может передвигаться вперед на 18 скоростях, а назад — на 4. Сцепление основано на однодисковой сухой муфте. Диапазон скоростей МТЗ-80 — 1,89–33,4 км/ч. Некоторые машины, выпущенные после 1985 года, обладают гидруправляемой КПП с возможностью переключения под нагрузкой, что дает возможность выбора любой передачи без задействования муфты сцепления.

Ходовая часть оснащена гидроприводом рулевого управления. Задний мост установлен на жесткой подвеске, передний — на полужесткой. Клеммовые соединения позволили реализовать возможность бесступенчатой регулировки задних колес. Передняя колея регулируется ступенчато с шагом 10 см.

В тракторе созданы 4 тормозных системы: стояночная, рабочая, вспомогательная и запасная. Первая гарантирует устойчивость машины на уклонах. Вторая отвечает за замедление и полную остановку. Вспомогательная система предназначена для поддержания заданной скорости во время движения вверх по склону. Запасные тормоза срабатывают, если основной рабочий орган вышел из строя.

Применение МТЗ-80

Изначально трактор был предназначен для сельскохозяйственных работ, но его неприхотливость в обслуживании и высокие технические характеристики обусловили популяризацию и в других сферах. Сегодня машины данной модели используются не только в сельском хозяйстве, но и в лесозаготовительной промышленности, в строительной сфере (есть модификации с бульдозерным оборудованием), для буксировки транспорта, перевозки различных изделий и т. д.