
Двигатели тракторов МТЗ работают в условиях переменных нагрузок, что требует использования качественных технических жидкостей. Особенно важно правильно подобрать моторное масло, так как оно обеспечивает смазку трущихся деталей, продлевает срок службы двигателя и снижает расход топлива.
Система смазки двигателей МТЗ
В тракторах МТЗ реализована комбинированная система смазки, при которой масло поступает к механизмам двумя способами:
Под давлением – насос нагнетает масло в важнейшие узлы: шестерни привода, втулки, клапанный механизм, подшипники распределительного и коленчатого вала.
Разбрызгиванием – смазываются гильзы цилиндров, поршни, поршневые кольца, привод масляной помпы, кулачки распредвала.
Функции моторного масла
Смазочные материалы выполняют ряд ключевых задач:
предотвращают сухое трение и снижают износ деталей;
образуют защитную пленку на металлических поверхностях;
отводят избыточное тепло;
удерживают загрязнения в суспензии, предотвращая образование осадка.
Качественное масло для двигателей МТЗ увеличивает срок службы двигателя, улучшает топливную экономичность и защищает мотор в сложных условиях эксплуатации.
Виды моторных масел
Минеральные масла
Минеральные масла производятся из нефти и проходят очистку. Они отличаются:
доступной ценой,
низкой термической стабильностью,
склонностью к образованию нагара.
Синтетические масла
Синтетические масла создаются с применением химической обработки и характеризуются:
высокой термической стабильностью,
долгим сроком службы,
улучшенными защитными свойствами.
Влияние масла на работу двигателя
Срок службы масла зависит от качества фильтрации. В тракторах МТЗ используются как традиционные, так и современные центробежные фильтры, способные эффективно удалять загрязнения и продлевать ресурс масла.
Рекомендуемый интервал замены масла в двигателях МТЗ составляет 250–480 моточасов или 1 раз в год, в зависимости от условий эксплуатации.
Физико-химические характеристики масел
Вязкость – определяет текучесть масла при разных температурах.
Индекс вязкости – показывает степень изменения вязкости при температурных колебаниях.
Температура застывания – критическая точка, при которой масло теряет текучесть.
Температура вспышки – важный показатель, влияющий на испаряемость и потери масла.
Сульфатная зольность – содержание неорганических примесей, влияющих на чистоту двигателя.
Виды присадок
Для улучшения характеристик масел используются различные присадки:
антиокислительные – замедляют старение масла,
антикоррозионные – защищают металлические детали,
антифрикционные – снижают трение,
моющие – предотвращают образование нагара,
диспергирующие – удерживают загрязнения во взвешенном состоянии.
Рекомендации по выбору масла
Летом рекомендуются масла ДП-11, ДСП-11, зимой – менее вязкие сорта ДП-8, МС-14. Также популярны масла М-8Г2 (SAE-20W) и М-10Г2 (SAE-30), соответствующие требованиям ГОСТ.
Правильный выбор моторного масла гарантирует бесперебойную работу двигателя и увеличивает срок его службы.