Капитальный ремонт двигателя Д-240 трактора МТЗ-82
При осуществлении ремонта двигателя Д-240происходит его демонтаж с трактора. А также замена блока цилиндров на новый или старый с ремонтом при возникновении трещин на блоке, аварийных стуков коренных или шатунных подшипников.
После того, как произошел обмер основных деталей, а это поршневая группа, гильзы цилиндров, определяется тип дальнейшего ремонта. Это может быть как текущий, так и капитальный.
Вначале определяется состояние шеек коленчатого вала и шатунных подшипников. Чтобы это осуществить, нужно снять поддон масляного картера, масляный насос, маслопроводы, крышки шатунов и измерить диаметр шатунных шеек коленвала. Диаметр шатунных шеек измеряется в двух плоскостях — перпендикулярной к продольной оси шатуна и параллельной. В том случае, если овальность шеек больше нормы или их диаметр меньше нижнего допуска соответствующей размерной группы, то коленвал нужно демонтировать и перешлифовать на следующий ремонтный размер.
На деле, кроме ремонтных значений (Р1, Р2, Р3), чередуемые через 0,5 мм и установленные заводом-изготовителем двигателя, при несущественной выработке шейки коленчатого вала перешлифовывают под дополнительные размеры (Д1, Д2, Д3), чередуемые вместе с ремонтными размерами через 0,25 мм. Аналогичным способом растачиваются вкладыши ремонтных размеров под дополнительные. Допустимая овальность шатунных шеек двигателя не должна превышать 0,06 мм.
Если шатунные шейки имеют размеры в пределах нормы, то продолжают разборку Д-240 — следует снять головку цилиндров и демонтировать поршни с шатунами в сборе. Чтобы определить, необходима ли замена вкладышей шатунных подшипников, замерьте диаметр отверстия подшипника шатуна при затянутой крышке в сборе со вкладышами. Исходный зазор в шатунных подшипниках составляет 0,05-0,12 мм, допустимый зазор не более 0,3 мм.
В случаях, если поверхность вкладышей оказывается в удовлетворительном состоянии, основной причиной их замены послужит значение величины диаметрального зазора в подшипнике. При визуальном осмотре вкладышей проверьте, чтобы на антифрикционном слое не было задиров, вкраплений инородного материала и выкрашивания антифрикционного материала.
Ремонт головки блока цилиндров
Основными дефектами головки блока цилиндров (ГБЦ) являются: износ внутренних поверхностей направляющих втулок, седел и рабочих фасок клапанов; коробление плоскости разъема; прогар посадочных мест под уплотнения стаканов или форсунок; трещины в перемычках клапанных гнезд.
Во время проведения технической экспертизы руководствуются основными значениями и регулировочными данными деталей гбц д-240 и газораспределительного механизма.
Утопание тарелок клапанов в гнездах головки можно определить без ее демонтажа с блока цилиндров путем замера выступания стержней всасывающих клапанов относительно поверхности головки. Для этого необходимо по очереди выставить поршни в верхнюю мертвую точку такта сжатия и определить расстояние от торца стержня клапана до головки. Если клапан выступает на не допустимую величину, то это говорит о том, что изношены тарелки клапанов и их седла. Также можно установить степень выработки кулачков распредвала. Для этого прокрутите коленвал двигателя до полного открытия клапана (при установленном для холодного двигателя тепловом зазоре) и замерьте расстояние от торца стержня клапана до головки. Определить перемещение каждого клапана можно по разности расстояния, замеренных при полностью открытых и закрытых клапанах. В случае, если перемещение клапана ниже необходимого значения, то следует заменить распределительный вал.
По окончанию всех замеров нужно снять головку с двигателя и продолжить дальнейший осмотр. Следует отклонение от плоскостности поверхности головки.
При превышении отклонения от плоскостности необходимо заменить головку; если отклонение в пределах нормы, то проверьте состояние седел клапанов по утопанию тарелки нового клапана. Если тарелка клапана утопает на недопустимые значения — головку заменяют; если все в норме, то разберите и отремонтируйте головку.
25.04.2017